Аллея звёзд — Валерий Сюткин - певец и музыкант

Валерий Сюткин - певец и музыкант, автор текстов песен, Заслуженный артист России
Валерий Сюткин - певец и музыкант, автор текстов песен, Заслуженный артист России

ЦИТАТЫ:
«Мне помог Женя Хавтан, когда пригласил в «Браво», и мы определились с выбранным стилем — 50-60-е годы, стиляги из Москвы. Пять лет я был в группе, и мы много в этом направлении узнали. И я горжусь, что нашли поклонники, в данном случае — группы «Браво», были поклонниками стиля. Им нравился классический рок-н-ролл, и всё, что его сопровождает. Так что Жене благодарен. ЖенЕ — с другим ударением. Она всегда, естественно, как все женщины, хочет поярче, а я всегда любил чёрно-белую «не время выделяться» гамму. Очень приятно, когда тебя называют стильным человеком. Это всегда бодрит.»
«Ремесленный — очень высокий. Гитаристы играют быстро, певцы поют точно. Сольфеджио, думаю, что жанр караоке помог — все тренируются. Копируют великолепно: глаза закрываешь, сразу понимаешь, кто на них повлиял. Но самое сложно — свой репертуар. У человека должен быть какой-то тембр необычный, чтобы его можно было идентифицировать. Хороший артист — артист, которого нельзя заменить другим. Яркий пример. Александр Яковлевич Розенбаум поёт «Вальс бостон». Его может спеть Сюткин, но это уже будет не тот «Вальс бостон», который вы любите. Поэтому у ребят главная проблема — самоидентификация. Я их сразу предупреждал: проявил себя — закрепи. А с этим у многих бывают сложности.»
«Думаю, что многие артисты моего возраста побаиваются слова «ретро». Они гордо будут настаивать: «Мы действующие! Я собираю стадионы!» Я же спокойно к этому отношусь.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Всем доброе утро! Вы можете спросить о нём у любого на Тверском бульваре, он знает, что девушки любят простых романтиков, а встретить его можно даже в московском метро. Правда, он едет обычно девять остановок по прямой, но нам повезло сегодня особенно, потому что он приехал в студию Ретро FM. В гостях у «Первой смены» заслуженный артист России Валерий Сюткин! Здравствуйте!

Валерий Сюткин: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Валерий, вас же теперь можно назвать не только заслуженным артистом, певцом, музыкантом, но и подкастером, получается. Вы ведёте видеоподкаст на Первом канале. Как вы понимаете этот формат: это всё-таки больше интернет-проект или новое телевидение? Или просто какой-то разговор по душам?

Сюткин: Сколько же слов в русском языке!

УТРЕННЕЕ ШОУ: (смеются)

Сюткин: Слов, которые моё и более старшие поколения, мягко говоря, раздражают. Потому что: «Что за слово такое — подкаст?..»

УТРЕННЕЕ ШОУ: В трудовой так и запишем.

Сюткин: Грубо говоря, сделанная на основе беседы на какую-то заданную тему программа. Я даже не могу назвать это работой, скорее — общественной нагрузкой. Потому что изначально руководство Первого канала предлагало мне, что бы это всё называлось «Истории моей жизни», зная, что всё-таки я небезнадёжный рассказчик. Но я сказал, что историй много, но возникает такое ощущение, что ты, как из тюбика. Поэтому я предложил сделать «Мелодии моей жизни», потому что мне абсолютно всё равно, кто ко мне придёт: драматический актёр, певец или просто человек с улицы. Я любого спрашиваю: «Вспомни мелодию из детства». Не обязательно, что он пел, а просто — мы сами споём. Он говорит: «Топает малыш». И мы поём, просто я знаю очень много песен того времени. И вот, какую-то мелодию вспоминаешь, и мельчайшие детали в памяти всплывают сами собой. И разговор идёт.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот и мы хотели бы раскрыть вас через мелодии. Может, не те, которые вы помните, когда вам было пять лет, а через музыку настоящего. Мы знаем про ваш новый альбом. Расскажите, как он создавался и, самое главное, какой там Валерий Сюткин.

Сюткин: Думаю, что многие артисты моего возраста побаиваются слова «ретро». Они гордо будут настаивать: «Мы действующие! Я собираю стадионы!» Я же спокойно к этому отношусь. О своей скромности я могу говорить часами. Постараюсь коротко о новой музыке. Альбом называется «Атмосфера». Почему я так его назвал? Это анекдот. Приходят богатые русские в ивент-агенство и говорят: «Нам нужен праздник на Новый год. Давайте что-то суперновое». Им говорят: «Ну, есть один проект. Корабли Джозефа Безоса и Илона Маска закидывают на орбиту гостей. Наши, русские — более мощные — корабли закидывают спиртное, закуску и (моё любимое место в анекдоте) музыкантов. Идёт праздник. Вся мировая пресса трубит о космическом Новом годе… Что-то не так? Чем-то недовольны?» Клиенты: «Нет-нет, к вам никаких претензий. Понимаете, нет атмосферы».

Все: (смеются)

Сюткин: Поэтому мой альбом называется «Атмосфера».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы начали заниматься музыкой ещё в 70-е. Про The Beatles вы много раз говорили, а на каких ещё исполнителях и группах формировался ваш музыкальный вкус?

Сюткин: «Атмосфера», например — это советские песни. Они просто звучали на катке. Я чувствовал даже, что у моего поколения было немного пренебрежительное отношение. Конечно, это не английские и не американские исполнители, но с годами я это настолько полюбил. Мне в детстве нравились эти песни, хотя я их не заслушивал до дыр. Со временем я пришёл к тому, что это абсолютно самобытное явление. Какие твисты создавал Арно Бабаджанян — «Королева красоты» или «Лучший город Земли»! А мелодии Френкеля, Пахмутовой, Эшпая! Они уникальны и первичны. У битлов просто была песня «Can’t Buy Me Love» в телеэфире, заставкой в программе «В объективе Америка». И одновременно, это было начало 70-х, уже стали привозить какие-то записи. Пластинки виниловые были дорогие, поэтому покупаешь одну, а потом меняешь, берёшь переписать. И было сразу всё: и Led Zeppelin, и Deep Purple, и Creedence Clearwater Revival, и что-то потяжелее — Black Sabbath, например. Но мелодичная музыка всегда меня привлекала больше: мелодию гораздо сложнее сделать, чем хороший риф. Мягкий свинг, например. А так, как и все музыканты, стараюсь больше слушать тишину.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На ваш взгляд, почему музыка и фильмы прошлых лет, особенно второй половины ХХ века, до сих пор так популярны? В чём секрет?

Сюткин: Это самый лучший период. Я не одинок в этом мнении. Приведу мысли умных людей. После тяжёлой Второй Мировой войны людям захотелось чего-то светлого, и был колоссальный подъём всего лучшего, что есть в человеке: любовь, сострадание, уважение к чужому мнению. Посмотрите любое кино того времени: французское, итальянское, советское. А музыка какая! Женщины в платьях, мужчины в элегантных костюмах — хотелось красиво одеться после гимнастёрок и окопов. Любой фильм Феллини посмотрите. Какая ж там картинка, а? Восхищение!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Прежде чем серьёзно уйти в музыку, вам пришлось попробовать себя в разных профессиях. Мы знаем некоторые. По вашему мнению, что самое необычное из того, что вы делали в период до музыкальной карьеры?

Сюткин: Первое. Мне оставался год до армии, и я решил: дай-ка я со своим возрастом отслужу. Поэтому первый год после школы я решил никуда не поступать. Я не знал, чего хочу. В принципе я хотел играть на танцах — что я и делал — а профессию подбирал по наличию аккордового метода. Мама сказала, что есть знакомый начальник цеха в ресторане «Украина». Я прихожу. Он говорит: «Будешь по документам учеником повара». Там должно быть несколько теоретических занятий в неделю, остальное — практика. И сразу после этого попадаешь в колбасный цех. Я делал колбасу. Но делал быстро, хорошо, за счёт того, что придумал несколько технических усовершенствований. Во-первых, я работал в наушниках, слушал Pink Floyd, у меня магнитофон с собой был. Там же руками надо работать, а в цеху я работал один, никому не мешал. Поэтому я пошёл к маме на работу, поставил токарю бутылочку, чтобы он изготовил мне новый шнек для мясорубки — чтобы не нужно было её разбирать, собирать. И вместо шести часов я делал норму за три-четыре и шёл на репетицию или играть на танцы. Это самая необычная работа.

Второе. Я на всю жизнь понял, что я не готовлю — я подогреваю. И с завистью отношусь к мужчинам, которые умеют готовить. Ну, я холерик: лучше пойти поесть куда-то, я знаю ряд точек. Туда иду — там одно блюдо, туда — там другое. Поэтому не готовлю, а подогреваю. Но на всю жизнь сохранил уважение к тем, кто умеет это делать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я навсегда запомню эту фразу. Когда папа мне будет говорить: «Вот поэтому ты не замужем», я буду отвечать: «Я не готовлю, а подогреваю!» Мне Валерий Сюткин, между прочим, так сказал.

Сюткин: Правильно. Моей дочери 27 лет. Замужем за театром — ничего сделать не могу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А колбасу с тех пор едите?

Сюткин: Ем, но только вкусную. Во-первых, казы в «Сандунах» — это вообще святое. А во-вторых, если хорошо сделано, почему бы и нет?

УТРЕННЕЕ ШОУ: К нам присоединяется слушатель. Александр из города Волгограда на связи. Александр, слышите нас?

Александр: Да, здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Задавайте вопрос!

Александр: Добрый день, Валерий Миладович!

Сюткин: Добрый день!

Александр: Вас часто называют самым стильным артистом. Вы сами отвечаете за стиль, или вам кто-то помогает с имиджем?

Сюткин: Конечно. Мне помог Женя Хавтан, когда пригласил в «Браво», и мы определились с выбранным стилем — 50-60-е годы, стиляги из Москвы. Пять лет я был в группе, и мы много в этом направлении узнали. И я горжусь, что нашли поклонники, в данном случае — группы «Браво», были поклонниками стиля. Им нравился классический рок-н-ролл, и всё, что его сопровождает. Так что Жене благодарен. ЖенЕ — с другим ударением. Она всегда, естественно, как все женщины, хочет поярче, а я всегда любил чёрно-белую «не время выделяться» гамму. Очень приятно, когда тебя называют стильным человеком. Это всегда бодрит. Спасибо вам за высокую оценку моего труда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сейчас декабрь — горячее время для артистов. Как вам удаётся держать себя в прекрасной форме и в потрясающем настроении?

Сюткин: Когда мой гуру Михаил Михайлович Жванецкий… Это я его считал гуру, он себя не считал моим учителем. Мы приятельствовали, нередко виделись — везло мне. Так вот когда я его в очередной раз 6 марта поздравлял с днём рождения, он очень точно сказал: «Валер, да прекрати ты мне “здоровья, здоровья”. Какое здоровье? Пожелай мне работы. Будет много работы, я что-то брошу к Наташкиным ногам, она перестанет выносить мне мозг, я увижу в её глазах блеск, удовольствие. И буду дальше работать. И буду здоров!» Поэтому зачем жаловаться на декабрь? Да спасибо, что у нас есть эта востребованность, эта любимая работа, которая по-прежнему позволяет мне чувствовать себя нужным близким и слушателям. Значит, я здоров. Я занят. Пока человек занят, к нему ничего не прилипает. Вот и весь ответ.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вас можно услышать в московском метро. Вы озвучивали названия некоторых станций.

Сюткин: Было дело, да. Замоскворецкая линия. Во-первых, я очень много нового для себя узнал. Вы знаете, почему женщина и мужчина обязательно делают объявления?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нет, расскажите.

Сюткин: Когда поезд едет к центру города из спального района, скажем, когда приближаетесь к «Охотному ряду», говорит мужчина. То есть вы едете на работу. А когда вы слышите женский голос, значит, вы удаляетесь от центра. Я этого не знал! Если я не ошибаюсь, мы с Верой Алентовой говорили. Мы наговаривали текст по отдельности, но потом нас соединили в дуэт. Я горжусь, что звучу в метро. Гораздо больше стал им пользоваться, чем в 90-е или в начале нулевых. Объективно, когда весь город стоит в пробке, надеваешь шапочку — и никаких лишних вопросов. Бывает такой маршрут, что на автомобиле займёт полтора часа, а на метро 10 минут. Честно скажу, что в спальных районах бываю редко, живу в центре. Но и по центру, понимая, что это сократит время, спускаюсь в метро с удовольствием.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Опять про голос, про передачу «Голос». Вы побывали наставником. Как вам в этой роли? Можете поделиться мнением: уровень молодых музыкантов сейчас какой?

Сюткин: Ремесленный — очень высокий. Гитаристы играют быстро, певцы поют точно. Сольфеджио, думаю, что жанр караоке помог — все тренируются. Копируют великолепно: глаза закрываешь, сразу понимаешь, кто на них повлиял. Но самое сложно — свой репертуар. У человека должен быть какой-то тембр необычный, чтобы его можно было идентифицировать. Хороший артист — артист, которого нельзя заменить другим. Яркий пример. Александр Яковлевич Розенбаум поёт «Вальс бостон». Его может спеть Сюткин, но это уже будет не тот «Вальс бостон», который вы любите. Поэтому у ребят главная проблема — самоидентификация. Я их сразу предупреждал: проявил себя — закрепи. А с этим у многих бывают сложности.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Насколько мы помним, вы были культурным послом Олимпиады в Сочи и вообще постоянно участвуете в культурных программах на Олимпиадах. Можете вспомнить какой-то яркий или необычный случай из олимпийской деревни?

Сюткин: Когда ты находишься рядом с ребятами, которые, как минимум четыре года идут к своей цели — а вообще-то они идут к ней всю жизнь, это колоссальный драйв. Это эмоции. Как-то Жванецкий сказал: «Задача женщины — возбуждать и успокаивать». И хорошо, если она понимает, в какой момент нужно одно, а в какой — другое. Наш коллектив оказался таким востребованным, потому что мы чествовали и утешали. Если приезжали, например, наши ребята-борцы из Дагестана, мы играли и лезгинку, и всё, что они просили. Если не знали, поднимали интернет, ноты, слова. А если знали, сразу воспроизводили. Хотела вот Елена Исинбаева исполнить гимн через полчаса после вручения медали, пели гимн нашей страны. Стоя, естественно. Я говорил с Третьяком! Мог ли я детстве представить, что смогу не просто с ним сфотографироваться, а быть его приятелем, часто встречаться? А ещё я как-то сказал: «Я не видел своими глазами только одного: то, что сделали в фильме “Движение вверх” — тот блистательный момент последних трёх секунд. Мне было 14 лет». Мюнхен, 1972 год. И вдруг встаёт человек, даёт мне книжку, при мне её подписывает, и я вижу надпись — «Иван Едешко». Он вручает мне книгу и говорит: «Считай, что видел».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вау! До мурашек.

Сюткин: Представляете, какие испытывал эмоции! К спорту у меня мегауважение.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, про спорт. Говорят, вы большой любитель бильярда.

Сюткин: Именно любитель, не профессионал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Говорят, вы выигрывали партию у Михаила Танича.

Сюткин: Михаил Исаевич Танич — великий поэт, который написал наши народные песни. Только дядя Миша мог такое знать, что его стихи были похожи на детские считалки. Узелок завяжется, узелок развяжется. Но глубина… Короче, Михаил Исаевич играл потрясающе на бильярде и чесал меня, как хотел, в принципе. И в очередной раз, когда мы у него наметили партию, он сказал: «Валер, а ты же музыку тоже пишешь. А чего это у нас с тобой нет общих песен? “Кота” ты нашего поёшь, но песни у нас нет. Давай так: если ты выиграешь, я тебе песню подарю. А так я дорогой поэт».

УТРЕННЕЕ ШОУ: (смеются) Вот это была интрига!

Сюткин: Пришлось выигрывать. Песня «Красавчик».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Круто!

Сюткин: Он не поддавался, я видел, потому что 7:7 было. На последнем шаре я вырвал победу. Шар был сложный, не подставка какая-то.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да, за это спасибо судьбе.

Сюткин: Спасибо Таничу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы как-то говорили, что из русских писателей отдаёте предпочтение Ильфу и Петрову.

Сюткин: Ну, если честно, то Довлатову.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Зафиксировали. В следующий раз, когда вы придёте, мы это учтём. Но сегодня у нас в экзаменационном билете Ильф и Петров. Мы хотим с вами сыграть в игру: угадайте из какого произведения озвучена цитата.

Сюткин: Давайте.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Начинаю: «Вы я вижу бескорыстно любите деньги».

Сюткин: «12 стульев».

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Золотой телёнок».

Сюткин: А! Точно. Тогда блесну эрудицией и скажу, что это реприза Ильфа.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тогда засчитано.

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице».

Сюткин: Остап Бендер.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Хорошо, по персонажу засчитано. «12 стульев».

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Как приятно быть деловым, когда нет никаких дел».

Сюткин: Опять «Телёнок»?

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Одноэтажная Америка».

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Раз бумага существует, то должен же на ней кто-нибудь писать».

Сюткин: Это точно Ильф и Петров!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Засчитано (смеётся) Это был «Золотой телёнок».

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Остап прошёл в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла».

Сюткин: Вот это «12 стульев».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ес!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы считаете себя таким же азартным человеком, как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей?

Сюткин: Ну, не без этого. Что нами, мужчинами, движет? Желание понравиться девушкам. Моя игра на гитаре — это отражение того времени. Кого девушки любят? Лётчиков, моряков, спортсменов, музыкантов, творческих людей. Естественно, и тех, кто хорошо зарабатывает.

УТРЕННЕЕ ШОУ: (смеются)

Сюткин: Но, кстати, хорошо зарабатывают те, кто трудятся. То есть трудоголики. Я всё ещё мечтаю заработать. Вот, что мною движет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот и загадаем это в новогоднюю ночь.

Сюткин: А новогодняя ночь для артиста — это же возможность заработать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Самая доходная ночь в году.

Сюткин: Да, одна из.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вернусь к Ильфу и Петрову. Скажите, чем вам нравится их творчество?

Сюткин. Лёгкостью. Они лёгкие. Там есть ирония. Даже не сатира и юмор, а самоирония. Это очень красит человека, надо полегче быть. Я цитирую Жванецкого, потому что он мог так коротко и точно выражаться. Помните вот это? «Пробовали швырнуть комара? Вы бросаете, он не летит. То есть летит, но сам по себе и плюёт на вас. Вывод — надо быть лёгким и независимым».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, про ваши песни можно сказать то же самое.

Сюткин: Да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: До Нового года осталось совсем немного. Вы когда обычно ёлку наряжаете? И как?

Сюткин: В прошлом году хотелось Лёву порадовать — сыночка своего — и поставили живую ёлку. Естественно, пятно на паркете осталось от полива, иголки эти, собака наглоталась иголок. А так, у нас есть хорошо сделанная искусственная. И я её ставлю, а наряжает жена.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А есть какие-то любимые игрушки?

Сюткин: У неё каждый год концепция: либо цветовая гамма меняется, либо в этом году, например, только игрушки из папье-маше. Сейчас стали делать по старым лекалам традиционные игрушки 50-60-х годов. Стоит у нас ёлка обычно примерно с 1 декабря до конца января.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ещё вопрос про любимую новогоднюю еду, тем более вы были помощником повара. Можно же так сказать? Су-шефом колбасным (смеётся). Какие у вас любимые блюда?

Сюткин: Наверное, Новый год пахнет мандаринами. Всё-таки мы самое большое количество мандаринов в этот период съедаем. Ну… и всё.

УТРЕННЕЕ ШОУ: (смеются)

Сюткин: Ещё то, что приготовят мои девочки. Салат — тогда салат, сами знаете какой. Холодец — холодец. Гренки только не надо в салат сыпать: они царапают лицо.

Все: (смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Валерий, и в завершении очень хотелось бы вас попросить поздравить наших слушателей с наступающим Новым годом.

Сюткин: Во-первых, я бы на вашем месте сказал: «Валерий Сюткин, как жаль, что вы наконец-то уходите!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как говорил классик.

Сюткин: Точно. Друзья, всё-таки надо помнить: как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Так что было бы хорошо, чтобы вы его встретили, впрочем, как и проводили Старый, в хорошем настроении. Очень приятных новостей — их так не хватает нам всем. Ну, и чтобы здоровье нас от этого всего не отвлекало. С Новым годом! Будьте здоровы и счастливы! Хорошего вам настроения. Сюткин, стиляга из Москвы.

 УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот в такой прекрасной атмосфере и мы начинаем провожать уходящий 2023-й и встречать 2024 год. Огромное спасибо, Валерий, что в столь ранний час вы всё-таки нашли возможность, время и силы приехать к нам. Нам очень приятно!

Сюткин: (поёт) И хорошее настроение не покинет больше вас!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ура! С Наступающим, друзья! Услышимся.

15.12.2023